Искусство Шумера и Аккада

Шумеры и аккадцы - два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья  4-3 тысячелетий до н. э. Шумеры создали уникальную форму письменности - клинопись. Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали и обжигали на огне.

Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. Самыми значительными из дошедших до наших дней  

построек считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200-3000 гг. до н. э.)

Шумерский храм строили на утрамбованной глиняной платформе. К ней вели длинные лестницы или пандусы - пологие наклонные площадки. Приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм не имел окон, свет проникал в помещения через проемы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок.

Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими об исторических событиях в жизни города и о повседневных делах. Рельеф состоял из нескольких ярусов. События разворачивались перед зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста - только царя всегда изображали крупнее других. Примером шумерского рельефа может служить стела правителя города Лагаша Эаннатума (около 2470 г. до н. э.), которая посвящена его победе над городом Уммой.

Сохранились до нашего времени и прекрасные образцы шумерской скульптуры начала 3 тысячелетия до н. э. Наиболее распространенным типом скульптуры был адорант, который представлял собой статую молящегося - фигурку сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Шумерской скульптуре никогда не придавали портретного сходства,  главная ее особенность - это условность изображения.

В конце        территорию Южной Месопотамии завоевали аккадцы. Их царь Саргон Древний подчинил себе шумерские города и создал первое в этом регионе единое государство - царство Шумера и Аккада. Аккадцы бережно отнеслись к шумерской культуре. Они освоили и приспособили для своего языка шумерскую клинопись, сохранили древние тексты и произведения искусства.

В аккадский период появилась новая форма храма  - зиккурат. Это ступенчатая пирамида, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы окрашивали в черный свет, средние - в красный, верхние - в белый. Символика зиккурата - "лестницы в небо" - проста и понятна во все времена. В       в. до н. э. в Уре был сооружен трехъярусный зиккурат, высота которого составляла 21 метр. Позже его перестроили, увеличив до число ярусов до семи.

В шумерский и аккадский периоды в Месопотамии и других областях Передней Азии определились основные направления архитектуры и скульптуры, которые получили дальнейшее развитие.

Искусство Шумера и Аккада Искусство Нововавилонского царства
Искусство Старовавилонского царства Искусство империи Ахеменидов
Искусство хеттов и хурритов Искусство Парфии
Искусство Ассирии Искусство империи Сасанидов