ТЕХНОЛОГИИ АНИМАЦИИ

Это страничка с технологиями анимации.

В настоящее время существует различные технологии создания анимации:
1. Классическая (традиционная) анимация представляет собой поочередную смену рисунков, каждый из которых нарисован отдельно. Это очень трудоемкий процесс, так как аниматорам приходится отдельно создавать каждый кадр.
2. Стоп-кадровая (кукольная) анимация. Размещенные в пространстве объекты фиксируются кадром, после чего их положение изменяется и вновь фиксируется.
3. Спрайтовая анимация реализуется при помощи языка программирования.
4. Морфинг - преобразование одного объекта в другой за счет генерации заданного количества промежуточных кадров.
5. Цветовая анимация - при ней изменяется лишь цвет, а не положение объекта.
6. 3D-анимация создается при помощи специальных программ (например, 3D MAX). Картинки получаются путем визуализации сцены, а каждая сцена представляет собой набор объектов, источников света, текстур.
7. Захват движения (Motion Capture) - первое направление анимации, которое дает возможность передавать естественные, реалистичные движения в реальном времени. Датчики прикрепляются на живого актера в тех местах, которые будут приведены в соответствие с контрольными точками компьютерной модели для ввода и оцифровки движения. Координаты актера и его ориентация в пространстве передаются графической станции, и анимационные модели оживают.

В 1901 г. родился Уолт Дисней - пожалуй, самый заметный человек в истории мировой мультипликации. Он был режиссёром и художником рисованных фильмов. Дисней разработал технологию производства мультфильмов, которая так и называется - диснеевская, или классическая. По существу, он создал целую мультипликационную империю. Диснею принадлежат первый звуковой мультфильм - "Пароходик Вилли" (1928 г.), первый музыкальный - "Пляска скелетов" (1929 г.) и первый рисованный полнометражный мультфильм - "Белоснежка и семь гномов" (1938 г.). 

 

               

Дисней создал целую мультиндустрию. На его студии работало множество художников различных специальностей. Мультипликаторы разрабатывали основные движения персонажей, их ассистенты, фазовщики, - фазы этих движений. Прорисовщики рисовали детали персонажа и следили за тем, чтобы они на всех рисунках получались одинаковыми. Эта предварительная работа выполнялась карандашом на кальке. Затем контуровщики переносили рисунок на целлулоид, а заливщики раскрашивали его по образцу специальными красками. Применение целлулоида упростило работу. Для сцены можно было использовать несколько слоев: на одном рисовать фон, на другом - персонажей и даже их отдельные неподвижные части (например, голову), на третьем - движущиеся руки и ноги. В листах целлулоида были сделаны прорези для креплений, поэтому листы не сдвигались и части рисунков совпадали. А дальше начиналась покадровая съёмка многослойных рисунков.
Кроме художников на студии работала группа гэгменов, которые придумывали смешные трюки - гэги. Во время первого показа фильма в зале сидел хронометрист, следивший за тем, достаточно ли часто раздаётся смех. Если в течение десяти секунд никто не смеялся, картину переделывали. Налаженная конвейерная система позволяла делать фильмы быстро и качественно, каждый работник в совершенстве владел своим мастерством.
Американский режиссёр Стивен Босустов (родился в 1911 г.), в молодости работавший художником на студии Диснея, рассказывал, что мечтал нарисовать квадратный или треугольный персонаж - ведь все герои фильмов Диснея состояли только из округлых линий. В конце концов Босустов вместе с единомышленниками покинул Диснея, основал свою студию, разработал собственный стиль и метод работы. Когда в Америке создавалась диснеевская империя, в СССР появились мультипликационные студии и мастерские. В самых ранних советских фильмах действовали плоские бумажные марионетки на шарнирах. Возможности движения у таких персонажей были ограниченными, и вскоре придумали вырезные бумажные перекладки. Каждая фаза движения рисовалась отдельно на бумаге, вырезалась по контуру и крепилась на фоне. Однако возникла сложность с точностью фиксации положения перекладок. Существовал и альбомный метод, когда фон вместе с фазой движения рисовался отдельно для каждого кадра на листах бумаги, скреплённых штифтами.
Применялся и ещё один технологический приём - вырезная перекладка на штифтах. Это "соединение" альбомного метода и вырезной перекладки. Изображённые на бумаге рисунки-фазы вырезались и накладывались на фон, а для точности расположения в кадре они соединялись тонкой полоской бумаги со штифтами. Соединительная полоска (сверху или снизу) маскировалась каким-либо изображением на переднем плане. Такой метод по своим возможностям максимально приближал художников к свободе, достигавшейся впоследствии применением целлулоида. Именно тогда начали работать режиссёры, которые позже станут классиками отечественной мультипликации, - Иван Петрович Иванов-Вано (1900-1987) и Михаил Михайлович Цехановский (1889-1965). Одна из работ Цехановского - "Почта" (1929 г.; по стихотворению С. Я. Маршака) - первый постановочный звуковой мультфильм. Он сделан методом шарнирной марионетки в сочетании с перекладкой.

  

 

 

 

 

 


В 1933 г. в Москве впервые были показаны фильмы Диснея, которые произвели большое впечатление. И от мультипликаторов немедленно потребовали "своего, советского Микки-Мауса". Через три года, в 1936 г., появилась студия "Союзмультфильм", устроенная по американскому образцу. В течение нескольких десятилетий мультипликация двигалась только по одному пути: художники создавали сказки для детей с как можно более реалистичными персонажами. Советские мультипликаторы увлеклись новой для них технологией, с удовольствием её осваивали и сделали много замечательных фильмов: "Серая шейка" (1948 г., режиссёры Л. К. Амальрик и В. И. Полковников), "Золотая антилопа" (1954 г., режиссёр Л. К. Атаманов), "Снежная королева" (1957 г., режиссёр Л. К Атаманов). В 1953 г. открылось второе, кукольное объединение студии.




"Снежная королева"

Прошло ещё несколько лет, и в мультипликации произошли огромные перемены. Появился фильм "Большие неприятности" (1961 г.) режиссёров Валентины Семёновны (1899-1975) и Зинаиды Семёновны (1900-1983) Брумберг, сделанный как будто детской рукой; за ним - "История одного преступления" (1962 г.), первая режиссёрская работа Фёдора Савельевича Хитрука (родился в 1917 г.). Здесь всё было непривычным: и бытовая тема, и новый условный (далёкий от реальности) стиль изображения, и сложная технология - совмещение рисованной мультипликации с фотовырезками и плоскими перекладками, использование приёма полиэкрана. В фильме "Топтыжка" (1964 г.) Хитрук снова использовал возможности перекладки, на этот раз для того, чтобы сделать персонажей пушистыми. Однако это было только начало - ведь для перекладок можно использовать разные материалы: гладкие и шершавые, прозрачные и непрозрачные. Можно делить персонаж не только на крупные детали (рука, голова), но и до бесконечности менять части лица. Этим и стал заниматься в 70-х гг. Юрий Борисович Норштейн (родился в 1941 г.), которого знают прежде всего по фильму "Ёжик в тумане" (1975 г.). Его главная работа - "Сказка сказок" (1979 г.) признана критиками и киноведами "лучшим мультфильмом всех времён и народов".



   

Норштейн использовал кусочки фольги и целлулоида. На них он рисовал и царапал линии, до тех пор пока не складывался именно тот персонаж, который представлялся режиссёру. Кроме того, оказалось, что можно разложить эти кусочки на нескольких стеклянных ярусах (одни ближе к камере, другие дальше), и персонаж станет объёмным и живым.
Все фильмы, о которых говорилось до сих пор, можно разделить на рисованные и кукольные, а также выделить группу перекладок. Однако существует множество других возможностей. Рисунок может быть подробно проработан, а может быть сделан одной линией. Персонаж может выйти на экран "готовеньким", а может рождаться и оживать на глазах у зрителей. Ещё больше возможностей даёт кукольная (правильнее говорить объёмная) мультипликация - назовём здесь фильм Романа Абелевича Качанова (родился в 1921 г.) "Чебурашка" (1971 г.; экранизация сказки Эдуарда Успенского).
Иногда на глазах зрителей оживают предметы, и тогда человеческое поведение объединяется с особенностями предметов и материалов, из которых они сделаны. Например, по-настоящему сгорают спички в фильме "Конфликт" (1983 г.) Гарри Яковлевича Бардина (родился в 1941 г.).
Многим режиссёрам нравится работать с пластилином. Александр Михайлович Татарский в "Пластилиновой вороне" (1980 г.) или Г. Я. Бардин в мультфильме "Брэк" (1985 г.) изобретательно используют этот материал. 
В фильме чехословацкого режиссёра и художника Иржи Трнки (1912-1969) "Рука" (1965 г.) наравне с куклой играет настоящая человеческая рука, которая становится самостоятельным персонажем. Польский и американский режиссёр Збигнев Рыбчинский (родился в 1955 г.) снимает людей, которых с помощью компьютерных технологий он заставляет проделывать удивительные вещи в невероятной обстановке, например парить под куполом собора. Его фильмы называют анимационными потому, что мастер создаёт мир, существующий лишь в виртуальной реальности. По словам югославского режиссёра Душана Вукотича, "мультипликация - искусство, границы которого совпадают с границами фантазии". 




НЕОБЫЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АНИМАЦИИ
Автором целого ряда необычных технологий анимации является канадский режиссёр Норман Мак-Ларен (1914-1987). Каждый его фильм - это маленький виртуозный и технически совершенный эксперимент. 
Среди применявшихся режиссёром технологий - бескамерная анимация (процарапывание или рисование изображения прямо на киноплёнке) и пиксилляция (покадровая съёмка актёров в реальной среде; например, фильм "Соседи", 1953 г.). Мак-Ларен в фильме "Серая курочка" (1947 г.) покадрово фиксировал на киноплёнку процесс работы над картиной (последовательные изменения изображения на картоне); аналогичный приём лежит в основе современной техники порошка и живописи по стеклу. Порошок (песок, кофейная гуша или, если фон тёмный, соль) - материал очень капризный, из-за малейшей неточности во время работы приходится начинать всё сначала. Здесь нет ни готовых декораций, ни персонажей: они рождаются прямо во время съёмки. Примерно то же самое можно сказать о живописи по стеклу, с той разницей, что эта технология ешё сложнее. Таким способом делают фильмы канадский режиссёр Кэролайн Лив (родилась в 1946 г.; "Улица", 1979 г.) и Александр Константинович Петров (родился в 1957 г.; "Русалка", 1996 г.; "Старик и море", 1999 г.). Художник, он же аниматор, пишет картину прямо под камерой, добавляя всё новые мазки.





После Второй мировой войны художники и режиссёры анимационных фильмов стали активно ломать диснеевские каноны. Эти поиски часто возвращали художников к "додиснеевским" временам: они вспомнили силуэтные фильмы Лотты Рейнигер. Её последователями стали Н. П. Ходатаев, М. М. Цехановский и др. Кроме того, существовала авангардная - абстрактно-беспредметная - анимация, распространённая в Германии и во Франции.



ФОТОГРАФИКА
Одна из редких модификаций традиционной "диснеевской" целлулоидной технологии - так называемая фотографика. Анатолий Алексеевич Петров (родился в 1937 г.) применил её в фильмах "И мама меня простит" (1975 г.), "Полигон" (1977 г.), "Геракл у Адмета" (1986 г.) и др. При этом способе для каждого кадра с изображением персонажа заготавливалась не одна, а две целлулоидные фазы. На первой персонаж был обрисован привычным контуром и закрашен одной - тремя красками. На второй - изображались сделанные бесконтурным методом светотени, которые снимались как бы не в фокусе (изображение получалось размытым). При наложении фаз достигался эффект объёмности фигуры, сопоставимый по впечатлению не только с фотографией, но и с современной трёхмерной компьютерной графикой. Такой реалистический стиль требовал виртуозной работы мультипликаторов, фазовшиков и прорисовшиков.
После Гражданской войны (1917- 1922 гг.) российская анимация (тогда она носила название "динамическая графика") рождалась заново. Большая часть кинофильмов тех лет - это вставки в игровые картины и коротенькие политические агитки для киножурналов с ожившими карикатурами и шаржами. Первые крупные фильмы ("Советские игрушки", "Межпланетная революция" и др.) стали появляться в 1923-1924 гг. Динамической графикой увлекался известный кинодокументалист-экспериментатор Дзига Вертов. Мультипликационные фрагменты для его картин исполняли А. Бушкин, И. Беляков, А. Иванов и другие художники - первые советские мультипликаторы. Детские фильмы были в ту пору большой редкостью, исключением из обшего правила. Сюжеты кинокартин часто носили пропагандистско-политический оттенок.
В конце 20-х гг. в Советском Союзе снова стали снимать кукольные фильмы. Энтузиастом объёмной анимации был Юрий Александрович Меркулов (1901-1979). Позже он передал мастерскую А. Л. Птушко - конструктору кукол, работавшему у него. Птушко собрал вокруг себя почти всех мастеров, занимавшихся в СССР объёмной мультипликацией, и создал первый полнометражный комбинированный (живой актёр и куклы) фильм "Новый Гулливер" (1935 г.), имевший большой успех.
До 1939 г. художники-мультипликаторы испытывали сильное влияние не только технологии Диснея, но и его эстетики. В стране появились сделанные в целлулоидной технике фильмы, более близкие советским традициям изобразительного искусства и кинематографа: "Аимпопо" режиссёров Л. А. Амальрика и В. И. Полковникова, "Мойдодыр" И. П. Иванова-Вано (оба 1939 г.; по сказкам К. И. Чуковского), "Дядя Стёпа" (1939 г.; по стихотворению С. В. Михалкова) В. Г. Сутеева, "Сказка о попе и о работнике его Балде" (1940 г.; по одноимённому произведению А. С. Пушкина) П. П. Сазонова. Именно в 30-х гг. советская мультипликация стала преимущественно детской. Огромное влияние на художников произвели полнометражные картины Уолта Диснея "Белоснежка и семь гномов" и "Бемби" (1942 г.), а также первый фильм ленинградского режиссёра М. С. Пащенко "Джябжа" (1939 г.; по мотивам сказок народов Севера).
После Великой Отечественной войны студия "Союзмультфильм" добилась первых серьёзных успехов. В 1948 г. появились фильмы "Федя Зайцев" сестёр Брумберг, "11ветик-семицветик" (по сказке В. П. Катаева) М. М. Цехановского, "Серая Шейка" (по сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка) Л. А. Амальрика и В. И. Полковникова. Фильм М. С. Пащенко "Песенка радости" (1946 г.) получил грамоту и Малую бронзовую медаль Венецианского фестиваля (1947 г.) - первую международную награду советской мультипликации. Был выпущен и первый советский полнометражный рисованный фильм И. П. Иванова-Вано "Конёк-горбунок" (1947 г.; по стихотворной сказке П. П. Ершова).
В 40-50-х гг. почти все мультипликаторы пользовались так называемым методом "эклера" - перерисовывали на бумагу и целлулоид движения и фигуры актёров, снятые на киноплёнку. Если в 40-х гг. и ранее этот приём носил вспомогательный характер, то в первой половине 50-х почти все "человеческие" персонажи снимались "эклерным" методом. Так были созданы фильмы "Аленький цветочек" (1952 г.; по сказке С.Т.Аксакова) и "Золотая антилопа" (1954 г.; по мотивам индийских сказок) режиссёра Л. К. Атаманова, "Ночь перед Рождеством" (1951 г.; по повести Н. В. Тоголя) сестёр Брумберг, "Снегурочка" (1952 г.; по пьесе А.Н.Островского и опере Н. А. Римского-Корсакова) И. П. Иванова-Вано, "Каштанка" (1952 г.; по рассказу А.П.Чехова) М. М. Уехановского и др. Однако во второй половине 50-х гг. эта практика прекратилась.
На рубеже 60-х гг. советские мультипликаторы стали активно экспериментировать. Одной из первых попыток изменения традиции стал сатирический фильм Е. Т. Мигунова "Знакомые картинки" (1957 г.; с участием Аркадия Райкина). За ним последовали (1961 г.) сказка "Козлёнок" Р. В. Давыдова - фильм, решённый нетрадиционно для жанра сказки, и экспериментальная полнометражная лента Л. К. Атаманова "Ключ" - современная сказка-притча. Особо выделялись вышедшая в том же году картина сестёр Брумберг "Большие неприятности", созданная в стилистике детского рисунка, и режиссёрский дебют Ф. С. Хитрука "История одного преступления".
В 60-70-х гг. мультипликация стала одним из самых популярных видов киноискусства. В "Союзмультфиль-ме" не было основного направления в каком-либо жанре или стилистике - каждый режиссёр разрабатывал свой стиль и "пробивал" свою дорогу. Появляются персонажи, ставшие национальными героями советских детей, - хоккеисты из команд "Метеор" и "Вымпел" ("Шайбу! Шайбу!!", 1964 г., режиссёр Б. П. Дёжкин), герои "Книги джунглей" английского писателя Редьярда Киплинга ("Маугли", 1967-1971 гг., режиссёр Р.В.Давыдов) и произведений шведской писательницы Астрид Линдгрен ("Малыш и Карлсон", 1968 г., режиссёр Б. П. Степанцев). 
   


Особо "урожайным" на популярных героев стал 1969 год - в это время зрители познакомились с Винни-Пухом Ф. С. Хитрука, Крокодилом Геной Р. А. Качанова, Бременскими музыкантами И. А. Ковалевской, Умкой В. И. Пекаря и В. И. Попова, персонажами серии "Ну, погоди!.." В. М. Котёночкина. В 70-80-х гг. появились циклы: "38 попугаев" И. В. Уфимиева, "Котёнок по имени Гав" Л. К. Атаманова, "Трое из Простоквашино" В. И. Попова, "Возвращение блудного попугая" В. А. Караваева.

    

В 1970 г. выпустила свои первые картины студия "Мульттелефильм" творческого объединения "Экран", на которой впоследствии "родились" Кот Леопольд А. И. Резникова, Домовёнок Кузька А. П. Зябликовой и другие персонажи.
В 80-х гг. завоевали успех фильмы Э. В. Назарова ("Жил-был пёс", "Путешествие муравья"), Г. Я. Бардина ("Банкет", "Выкрутасы"). Киевляне А. Татарский и И. Ковалёв заявили о себе фильмами "Пластилиновая ворона", "Падал прошлогодний снег", "Следствие ведут Колобки" (вышли на студии "Мульттелефильм").
В России начала развиваться авторская анимация, которая не предназначена для широкого зрителя, - эти фильмы создаются с прицелом на международные фестивали. Внедрение новых компьютерных технологий позволяет молодым художникам создавать рисованные фильмы, буквально "не выходя из дома".
Настоящую революцию в производстве мультфильмов произвёл компьютер. Поначалу художники-аниматоры восприняли компьютерные технологии только как избавление от тяжёлой и скучной механической работы. Теперь не нужно было создавать колоссальное количество рисунков, почти в точности повторяющих друг друга.
Однако постепенно компьютер стал чуть ли не равным человеку участником творчества. Технологии 90-х гг. дают мультипликатору возможность разворачивать изображение в любом ракурсе, заставляя героев двигаться по экрану почти как настоящих людей; создавать трёхмерный мир вместо плоскостного. Компьютер позволил рисовать, имитируя любую технику, любой стиль, разработанные на протяжении столетней истории анимации. Наконец, компьютерная живопись даёт возможность использовать более яркие, насыщенные краски. В 90-х гг. именно анимационные фильмы, созданные с помощью компьютера, завладели вниманием массовой аудитории. Миллионы людей по всему миру смотрят их в кинотеатрах, по телевизору, покупают видеокассеты. "Машины" постепенно умнеют, их возможности растут, и трудно представить, каких пределов они могут достичь в XXI в.
Однако в конечном итоге всё зависит от художника-мультипликатора, который сидит за компьютером, от его фантазии и желания "выложить душу".