Санкт Петербург

Санкт Петербург - город-символ европейской России, вошедший в почетную когорту великих столиц мира.

Само название города, в отличии от однословных имен европейских столиц, составлено из двух слов, при этом каждое имеет свой смысл. Санкт - с латинского "святой"; Петр - имя апостола, означающего по-гречески "камень" и бург (бурх) - по-немецки "город". Так в наименовании молодой столицы связаны воедино имя царя Петра, его святого покровителя и нити культуры Древней Греции и Рима, Германии и Голландии. 

В названии нового российского города и его символике акцентирована связь с классическим Римом, покровителем которого был апостол Петр. Даже герб Петербурга с двумя пересекающимися якорями удивительно схож с гербом Ватикана.

История новой Российской столицы запечатлена в архитектурном облике города. Эпохи выдающихся царствований и шедевры зодчества  XVIII-XX столетий соединились в нем в целостную летопись Петербурга.

Заложенный по замыслу Петра Великого 27 мая 1703 года, в праздничный день во имя Святой Живоначальной Троицы, на Заячьем острове, город обрел идеального воплотителя царственных замыслов в лице Д.Трезини, работающего здесь с 1703-1734 года.

По указаниям Петра в Россию приглашались архитекторы, зарекомендовавшие себя опытными профессионалами. Среди них выделялись таких зодчие, как Ж.Б.Леблон, М.Фонтана и И.Шедель, Г.И.Матарнови, А.Шлютер, Н.Микетти, скульптор и архитектор Б.К.Растрелли, сформировавшие стиль петровского барокко. Память об основателе города воплощена в монументе, созданном гениальным скульптором Э.Фальконе в 1768 году.

Созидание города на Неве замерло с 1728 по 1732  год, когда сменявшиеся наследники престола избрали своей резиденцией Москву. Возвращение императрицей Анной Иоанновной Петербургу роли царствующего города оживило строительство. 1732-1740 годы были периодом решения градостроительных проблем, на столетия вперед предопределивших архитектурную биографию Петербурга. Ведущую роль в этом сыграли инженер Б.К.Миних и архитектор П.Еропкин.

Царствование императрицы Елизаветы Петровны стало временем расцвета петербургского барокко. Образцы этого репрезентативного стиля Б.Ф.Растрелли и С.Чевакинский.

Царствование Екатерины Великой отмечено быстрым утверждением и абсолютным господством стиля классицизм. 17660-1770 годы определяются в петербургском зодчестве как период переходного стиля. Его воплощали знаменитые архитекторы Ж.Б.Валлен-Деламот, А.Ринальди, Ю.Фультен.

В истории петербургского зодчества 1780-1800 годы характеризуются становлением и расцветом зрелого, или строгого, классицизма. Его крупнейшие творцы И.Старов и Д.Кваренги.

Черты и особенности стиля русского ампира проявились в архитектурных шедеврах Ж.Тома де Томона, А.Воронихина и А.Захарова.

Исключительная роль в создании ансамблей "классического" Петербурга первой трети XIX века принадлежит К.Росси. Главу в летопись высокого классицизма вписал В.Стасов. Высшие достижения петербургского зодчества середины и второй половины  XIX века  связаны с именами О. де Монферрана и А.Штакенштейдера.

Во второй половине XIX века стилевое единство уступило место многообрознам исканиям.

Конец  XIX  и начало XX века в облике Петербурга запечатлен произведениями в стиле модерн, бесспорным лидером которого явился Ф,Лидваль.

Изменение в 1917 году социально-экономического строя направило развитие петербургской архитектуры по новому руслу. Но, продолжая традиции, зодчим города удалось сохранить целостность художественного образа Северной Столицы.

 

 

Санкт Петербург

1. Стрелка Васильевского острова 6. Казанский собор
2. Нева 7. Храмы Петербурга
3. Зимний дворец и Эрмитаж 8. Петергоф
4. Адмиралтейство 9. Царское Село
5. Русский музей 10. Павловск